Программа развития школы
Программа развития «Школа взаимодействия педагогов, учащихся и родителей в муниципальном общеобразовательном учреждении Таловская основная общеобразовательная школа » на 2008-20012 гг.
Наименование программы: Программа «Развитие взаимодействия педагогов, учащихся и родителей в Муниципальном общеобразовательном учреждении Таловская основная общеобразовательная школа 2008- 2012 гг.»
Разработчик программы: Коллектив МОУ Таловская ООШ Цель программы: Достижение взаимопонимания между родителями, педагогами, детьми. Задачи:
· Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.
Участники программы: Предполагается, что в реализации программы примут участие:
Сроки реализации программы: 2008-2012 учебные годы.
Источники финансирования: внебюджетные средства
Пояснительная записка Школа и семья - это два социальных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Поэтому организация взаимодействия главных сторон, участвующих в воспитании, является проблемой, которую нужно ежедневно обдумывать, чтобы принимать реальные решения для совершенствования и укрепления отношений учителей и родителей. Так что же на первом месте в воспитании подрастающего поколения - школа или семья? Наша работа в школе показала, что в воспитании детей необходим союз семьи и школы. Ведь у школы и семьи одна цель, одни стремления и надежды, общие радости и неудачи. Взаимоотношения семьи и школы важны на всех этапах школьной жизни, и особую остроту, особое внимание они имеют в первые годы пребывания ребенка в школе.
Для того чтобы ребенок вырос хорошим человеком, здоровой культурной личностью, необходимо наладить отношения между учителями и родителями. Именно родители должны стать помощниками педагогов, заинтересованными участниками педагогического процесса, коллегами в едином деле воспитания. Целенаправленная и систематическая работа с родителями – важное условие успешной деятельности школы. Одной из причин ущербности семейного воспитания, конфликтов между родителями и детьми является низкая педагогическая и психологическая культура родителей. Ведь воспитание - творчество взрослых, в основе которого лежит наука - возрастная и психология. Муж и жена - основатели семьи. Они ответственны за все, что в ней происходит, супружеские отношения носят конфликтный характер или скрыто, разрушаются, одновременно исчезают педагогически целесообразные контакты родителей и детей. Если нет взаимопонимания между мужем и женой, нет его и с детьми. В.А. Сухомлинский писал: «Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где отец и мать по-настоящему любят друг друга и в то же время любят и уважают людей» Создавая программу, педколлектив был нацелен на достижение единства пространства воспитания в школе и воспитания в семье. Школа проникает в семью, вооружая ее психолого-педагогическим знаниями, помогая преодолевать конфликты «отцов и детей», школьного коллектива. Эффективность занятий родительского всеобуча повышают социологические исследования, диагностика, анкетирование, тестирование, составление социального паспорта семьи, использование нетрадиционных форм в работе с родителями. Ведь сегодня как никогда следует помнить о национальных традициях в воспитании детей. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего люди. Из них на первом месте родители и педагоги. Не все родители, конечно, откликаются на стремление педагогов к сотрудничеству с ними, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Но наш педколлектив ведет целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, так как от сотрудничества родителей с педагогами зависят и престиж школы, и воспитание учащихся. Важным условием воспитания является родительский авторитет - влияние отца и матери на детей, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, уважении к родителям. Сегодня как никогда актуальна проблема отца как воспитателя, его авторитета в семье, отцовских обязанностей Родительские собрания в основном посещают мамы, но ведь мать, ни в коем случае не может замещать отца, роль которого в воспитании уникальна. Поэтому программа затрагивает и такие темы, как «Роль отца в воспитании детей», «Для чего человеку нужен отец?». Анкетирование детей подсказывает дальнейшие темы родительского всеобуча. Программа имеет определенную цель: воспитывая ученика, влиять в первую очередь и на воспитательный потенциал семьи. А главное - достижение взаимопонимания между родителями, педагогами, детьми. Формирование сотруднических отношений – это длительный процесс, успешность которого зависит от того, как будут реализованы следующие принципы:
Ожидаемые конечные результаты реализации программы: В качестве показателей результативности работы должно быть следующее: Взаимодействие школы и семьи – это взаимосвязь педагогов, учащихся и родителей в процессе совместной деятельности и общения. В результате его развиваются обе стороны. Следовательно, взаимодействие это источник и важный механизм их развития.
Система контроля программы: Контроль за реализацией программы осуществляет администрация МОУ Таловской ООШ
1этап Инициирование программы.
Совещание административной группы школы и родительского комитета Задачи: * Обсудить программу; * Принять решение о необходимости проведения программы в школе; * Спланировать сроки тематических родительских собраний, педагогического совета; * Назначить заместителя, отвечающего за организационные мероприятия.
Проведение педагогического совета
· Задачи: * Ознакомить с содержанием руководства коллектив школы; * Собрать позитивные и негативные точки зрения относительно ее перспективы, они потом пригодятся при планировании;* Собрать проектные идеи учителей о том, как лучше сделать и реализовать программу; * Обсудить план проведения родительских собраний и классных часом с целью ознакомления учащихся и родителей с задачами программы;
· Определить количество специалистов (педагогов, психологов и т.п.), занятых в реализации программы.
Проведение классных часов. Задачи: * Ознакомить учащихся с предполагаемыми задачами программы;* Собрать проектные идеи о том, как лучше реализовать программу; Рассмотреть предложения учащихся относительно воспитательных форм работы.
Проведение общешкольного родительского собрания Задачи: * Обосновать решение о необходимости проведения программы в школе; * Ознакомить родителей с предполагаемыми задачами программы; * Обозначить роль родителей в проведении программы; * Выслушать мнение родителей о программе; * Выслушать проекты, предложения родителей по созданию программы;
2 этап
Планирование программы «Развитие взаимодействия педагогов, учащихся и родителей в Муниципальном общеобразовательном учреждении Таловская Основная общеобразовательная школа
Создание концепции программы. Задачи: * Сформулировать цель и задачи программы, планируемые результаты * Определить границы и хронологические рамки программы; * Сформулировать правила, регулирующие поведение * Построить модель выпускника
Определение мероприятий в рамках программы Задачи: * Составить список мероприятий, планируемых для реализации программы; * Обсудить возможности осуществления данных мероприятий с учетом требуемых ресурсов.
Определение последовательности выполнения мероприятий
Задача:
· Составить алгоритм реализации программы.
Составление графика проведения мероприятий Задачи: Составить расписание тренинговых занятий;
* Составить расписание родительских собраний по классам; Определить сроки анкетирования
Определение рисков, связанных с реализацией программы Задачи: Определить возможные риски сопротивления программе; Предусмотреть действия по предотвращению и устранению рисков. 3 этап
Реализация программы «Развитие взаимодействия педагогов, учащихся и родителей в Муниципальном общеобразовательном учреждении Таловская основная общеобразовательная школа 2009-2010г.» Содержание и формы совместной деятельности
Развитие познавательных интересов Воспитание трудолюбия, подготовка к сознательному выбору профессии: — выявление профессиональных интересов и склонностей детей с использованием различных методик; — организация встреч со специалистами, в зависимости от профессиональных интересов детей; — организация родителями экскурсий на предприятия и в учреждения; — проведение классных собраний-дискуссий по профориентации «Как выбирать профессию?», «Что значит быть успешным в жизни?», «Как стать конкурентоспособным на рынке труда?» и др.; — организация встреч-бесед с родителями «Как я выбирал профессию», «Что значит для меня моя профессия»; — оказание помощи ребенку в составлении плана подготовки к будущей профессиональной деятельности; — проведение коллективного творческого дела «Защита профессии» с учетом профессиональных интересов детей и малоизвестных, но востребованных профессий; — организация совместных трудовых дел (оформление, озеленение, ремонт кабинетов, посадка деревьев, озеленение села, благоустройство школьного двора, создание спортивной площадки и т. д.).
Формирование у детей нравственности, культуры поведения: — знакомство детей с различными этическими понятиями в семье, в учебной и внеучебной деятельности; — обсуждение нравственных проблем с детьми, возникающих в повседневной жизни; — просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; — подготовка концертов, спектаклей; — проведение дискуссий, классных собраний по проблемам нравственности: «О доброте и милосердии», «Современный человек — какой он?», «О дружбе и друзьях» и др.;— проведение акций по оказанию помощи престарелым; организация встреч с интересными людьми; Подготовка учащихся к семейной жизни: — обсуждение проблем на классном собрании «Идеальная современная семья», «От — проведение конкурса «Мужчины на поверке» (между мальчиками и отцами), — организация конкурсов «Юная хозяйка» — организация занятий по приобретению навыков ведения домашнего хозяйства (родители делятся своими секретами); — проведение «Конкурса рыцарей и дам».
Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни: — систематическая диагностика состояния здоровья детей; — организация просвещения детей и родителей по проблемам сохранения здоровья; — пропаганда здорового образа жизни на учебных и внеклассных занятиях; - систематическое изучение вопросов валеологии в рамках занятий по физической культуре; — определение наиболее благоприятного режима дня, труда и отдыха для каждого ребенка; — устройство детей в секции, спортивные коллективы; — организация профилактики отклонений от здорового образа жизни (встречи с наркологами, психологами, сексологами и др.);
— проведение Дней здоровья, спортивных соревнований (семейных, командных); — организация туристических слетов, походов.
2. Развитие отношений взаимопонимания и взаимоуважения между родителями и детьми Изучение взаимоотношений в семье (сочинения, анкеты, рисунки, воспитывающие ситуации).
Создание ситуаций для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям:
— организация поздравлений с праздниками, днем рождения (подготовка подарков, сюрпризов для родителей); — создание атмосферы повышенного внимания к родителям, заботы о них («Как помогли родителям?» «Чем помочь родителям?» «Чем порадуем, как порадуем родителей?» «Куда пригласим?» и т.п.); — проведение сочинений, тематика которых связана с рассказом о своих близких («Моя семья», «Как трудятся мои родители», «Моя родословная» и др.); — творческие встречи с родителями, рассказывающими о своей профессии, увлечениях, взглядах на актуальную проблему; организация выставок результатов труда родителей
Работа с родителями по созданию благоприятной атмосферы в семье: — знакомство родителей с традициями, которые развивают отношения в семье (проведение семейных праздников, подготовка - пропаганда опыта формирования положительных отношений в семье, одобрение родителей, которые обеспечивают благоприятную атмосферу для ребенка в семье
Организация совместной деятельности родителей и детей: — организация семейных конкурсов в школе и классе — «спортивная семья», «дружная семья», «читающая семья», конкурс семейных газет и др.; — представление результатов совместного творчества родителей и детей, рассказ об увлечениях в семье («Мир наших увлечений», организация выставок творческих — проведение совместных дел (трудовые дела, оформление кабинета, генеральные уборки, экскурсии и т. д.); — выполнение творческих семейных заданий при подготовке мероприятий (оформление — выполнение семейных заданий по учебным предметам (произвести расчеты; описать наблюдения; провести опыты; определить заказ на изготовление предметов быта для дома; разработать проект его изготовления, реализовать его и представить результаты совместного труда; под
Проведение совместных занятий, практикумов родителей и детей, например, по проблемам общения, взаимоотношений родителей и детей, выбора профессии и других (с учетом предложений родителей и детей). 3 Организация работы коллектива родителей Развитие самоуправления в родительском коллективе школы: — выборы родительского комитета школы; — разработка положения о его деятельности; — организация систематической работы родительского комитета; — обеспечение реальных полномочий родительского комитета, его прав и обязанностей; — создание комиссий при родительском комитете с учетом проблем школы и родителей; — проведение родительских конференций (не реже 1 раза в год); — организация обсуждения проблем воспитания детей, жизни школы с привлечением представителей от всех родительских классных коллективов; — привлечение родительского актива к обсуждению планов воспитательной работы, основных документов, которые затрагивают интересы детей; — привлечение родителей к организации общешкольных дел, создание родительских — организация контроля за выполнением договора между школой и родителями. Развитие самоуправления в классных родительских коллективах: — повышение роли, статуса родительских собраний как органов самоуправления, совершенствование методики их проведения; — организация коллективного обсуждения и — проведение на родительских собраниях коллективного планирования работы на — организация коллективного анализа работы школы и класса за учебный год, а также основных проблем и событий в коллективе; — выборы родительского комитета (актива) в классе, а также представителя в общешкольный родительский комитет; — организация систематической работы родительского комитета, определение его полномочий, прав и обязанностей; привлечение родителей к организации воспитательной работы в классе через советы дел при подготовке мероприятий; использование методики чередования творческих — создание временных и постоянных комиссий по решению конкретных проблем (под готовка к экзаменам, оформление кабине та и др.); — организация контроля за режимом работы детей, питанием, здоровьем и проведением оздоровительных мероприятий и т. д. — подведение итогов и коллективная оценка работы родителей. 4 Психолого-педагогическое просвещение родителей Организационная работа в школе; — изучение образовательных ориентации родителей; — составление примерной тематики занятий с родителями с 5-го по 9-й класс; — сбор заявок от классных коллективов на встречу со специалистами; — привлечение специалистов к организации занятий с родителями по наиболее актуальным проблемам; — организация встреч, занятий в различных формах со специалистами; — организация научно-практической конференции родителей по проблемам воспитания детей; — установление для родителей и учащихся дня консультаций с психологом
Организация психолого-педагогического просвещения родителей в классных коллективах: — обсуждение проблем воспитания детей для составления тематики различных форм просвещения родителей (в начале учебного года) — сбор заявок от родителей на встречу со специалистами; — составление, обсуждение тематики и форм занятий с родителями; привлечение родителей к подготовке и проведению занятий Совершенствование форм психолого-педагогического просвещения родителей: — использование активных форм проведения занятий, предусматривающих диалог, — организация групповой работы родителей при подготовке и проведении занятий, предусматривающей «мозговую атаку» в процессе коллективного поиска способов решения проблемы, разработки рекомендаций по обсужденному вопросу, составлении памяток, проектов, предложений; — проведение занятий совместно с детьми по проблемам, которые затрагивают интересы обеих сторон; — расширение групповых форм просвещения — организация индивидуального просвещения родителей (совместные беседы-поиски по — информация о наиболее интересных и полезных публикациях, книгах по проблемам, которые волнуют родителей; - подготовка печатных материалов, включающих конкретные советы и рекомендации
4.4 Тематика занятий и бесед с родителями.
Психология ребенка.
Проблемы социального становления ребенка.
Правовое воспитание выпускника школы
Воспитание ребенка в семье.
Поощрение и наказание детей в семье
5. Организационная деятельность классных руководителей по взаимодействию с родителями, семьей
5.1. Изучение семей по следующей программе: — состав семьи, возраст, профессия родителей; — бытовые и санитарно-гигиенические условия жизни семьи, материальная обеспеченность; — активность участия родителей в воспитании детей; — ценностные ориентации родителей и детей; — выполнение ребенком режима дня; — досуг родителей и детей; — распределение обязанностей в семье; — традиции, семейные праздники; — увлечения, способности родителей и детей; — взаимоотношения в семье, 5.2. Отбор, составление и проведение методик по изучению семьи
5.3. Составление паспорта каждой семьи
5.4. Выявление возможностей родителей для участия в организации воспитательной работы с детьми, в решении проблем школы
5.5. Изучение запроса, заказа родителей на содержание и формы обучения их детей.
5.6. Знакомство родителей с учебным планом,
5.7. Выявление родителей, способных к организаторской работе, подготовка и проведение выборов родительского комитета на родительском собрании
5.8. Обеспечение и стимулирование работы родительского комитета
5.9.Составление плана работы с семьями ---- Помощь родителям в составлении программы развития своего ребенка
---- Организация психолого-педагогического просвещения родителей в классе
---- Обеспечение развития самоуправления в родительском коллективе. Помощь в организации работы родительского комитета и
---- Распределение поручений между родителями
6. Совершенствование профессионального мастерства педагогов в работе с родителями
6.1. Проведение занятий с педагогами — функции и особенности семьи в современных условиях; — психологические аспекты взаимодействия — методика изучения семьи; — развитие самоуправления в родительском — формы взаимодействия с родителями; — развитие взаимоотношений между родителями и детьми; — методика организации родительского всеобуча. 6.2. Организация обмена опытом педагогов по взаимодействию с семьей: — выступление опытных педагогов педагогических советах, «круглых столах»; — оформление информационных листов об интересных находках педагогов Проведение тренингов по проблемам общения с родителями и детьми
6.2. Проведение деловых игр по усвоению основных методик работы с родителями: — обсуждение актуальной проблемы; — планирование работы на учебный год; — подведение итогов работы за учебный год 6.3. Организация практических занятий: — изучение семьи; — привлечение родителей к учебному процессу.
6.4. Организация открытых мероприятий с последующим анализом: — тематических родительских собраний; — занятий с родителями; — совместных мероприятий родителей и детей; — заседаний родительского комитета; — коллективного планирования; — коллективного анализа
6.5. Разработка и защита творческими группами педагогов проектов решения конкретных проблем взаимодействия с родителями, семьями
6.6. Создание методического уголка для педагогов по взаимодействию с семьей
6.7. Оформление выставки литературы в библиотеке (методическом кабинете) «Сотрудничество педагогов, учащихся, родителей».
6.8. Подготовка к изданию методических материалов из опыта работы педагогов: — изучение семьи школьника; — родительские собрания; — формы взаимодействия школы и семьи
7. Управление взаимодействием педагогов и семьи
7.1. Создание совета по координации взаимодействия школы и семьи, в состав которого входят директор, заместители директора по воспитательной работе, педагог-методист, представитель родительского комитета школы
7.2. Организация работы проблемной группы педагогов, которая проводит методическую работу, разрабатывает документы, положения о конкурсах, составляет методические материалы.
7.3. Изучение состояния проблемы и постоянное отслеживание результатов ее решения: — создание рабочей группы (представитель администрации); — разработка критериев, показателей и методик для отслеживания результатов реализации концепции и программы; — проведение «срезовых» методик (раз в 2 года); — анализ результатов диагностики и представление их на августовском педагогическом совете.
7.4. Проведение тематических педагогических советов; — Утверждение концепции и программы — Как развивать сотрудничество педагогов и родителей? (совместно с родителями). — Взаимодействие педагогов и семьи в повышении качества образования учащихся (совместно с родителями) — Как формировать нравственность детей (совместно с родителями и активом детей).
7.5. Подведение итогов, анализ и коллективное
7.6. Координация работы в гимназии и классных
7.7. Выявление родительского актива в школе и
— самоуправление родителей, родительский — методика подготовки и проведения заседаний родительских комитетов; — организация родительских собраний; — планирование работы родительского коллектива; — подведение итогов работы в коллективе
7.8. Организация системы методической работы
7.9. Содействие администрации в совершенствовании взаимодействия учителей с семьями обсуждение возможностей участия учителей в реализации программы; — определение форм привлечения родителей к организации учебного процесса; — составление перечня творческих семейных заданий по изучаемым дисциплинам и конкретным темам; — обмен опытом, заслушивание отчетов учителей об участии в реализации про. граммы «Взаимодействие педагогов и семьи»; — сбор и обобщение методических материалов
7.10. Проведение совещаний администрацией школы по выполнению программы «Взаимодействие педагогов и семьи»(2 раза в году): — привлечение родителей к организации учебного процесса (отчет о работе классных руководителей 5-х(9-х) классов; — организация психолого-педагогического просвещения родителей; — взаимодействие классных руководителей и учителей в работе с семьей, родителями; — формирование субъектной позиции родителей; — организация работы родительского комитета школы; — о выполнении «Договора о сотрудничестве школы и семьи»; — отчет о работе родительских комитетов в 6-х(8-х) классах и др
7.11. Поощрение деятельности педагогов: — выявление педагогов, творчески работающих с семьей, и премирование по итогам учебного года проведение конкурса на лучший проект по проблемам работы с родителями; — определение лучшего доклада на научно-практической конференции; — присвоение опытным, профессионально — проведение конкурса «Оригинальное родительское собрание» (конкурс разработок или открытых мероприятий); — творческие отчеты педагогов о работе с семьей (с участием родителей, детей); — проведение конкурса на лучший план работы с родителями
7.12. Поощрение деятельности родителей: — оформление благодарственных, писем от руководства школы самым активным родителям; — проведение конкурсов по итогам учебного года «Лучший родительский коллектив», «Лучший родительский комитет», — присвоение званий «Дружная семья» (все члены семьи активно участвуют в жизни школы, класса); — оформление Книги почета образцовых семей (фотографии, паспорт семьи, результаты их труда); — знакомство с лучшими семьями и их достижениями через школьную печать, местную газету.
7.13. Контроль за деятельностью родительского
7.14. Контроль за деятельностью педагогов по взаимодействию с родителями, семьями: — сбор информации о проведении родительских собраний по схеме - проверка плана работы классного руководителя с родителями и его реализации; — посещение и анализ мероприятий, проводимых педагогами с родителями (родительских собраний, занятий с родителями, заседаний родительских комитетов, совместных мероприятий родителей и детей); — учет деятельности педагогов по совершенствованию своего профессионального мастерства в работе с родителями.
8. Подведение итогов Определение перспектив и путей дальнейшего развития
|
|
|
|